Хитклифф: теории о прототипе и последователи

Хитклифф: теории о прототипе и последователи

Сегодня, когда стало модным иметь "своего психолога" и бегать к нему за советом по каждому мало-мальски приличному поводу, все чаще начали говорить о токсичных отношениях. Понятие это очень широкое, его толкование занимает целые книги, поэтому углубляться в тему мы здесь не будем. Достаточно сказать, что токсичными можно назвать отношения, которые разрушают.

Очевидно, что проблемные романы не редкость. Причем случаются они далеко не только с подростками, но и с людьми состоявшимися. Многие десятилетиями живут в них и даже не подозревают, что в этом есть что-то неправильное, пока им не расскажет какой-нибудь специалист. Естественно, из жизни токсичные отношения должны были перекочевать в литературу, ведь она является как бы зеркалом реальности. Мужчины, с которыми ни одна мама не порекомендует связываться своей дочери, давно превратились в идеальных героев любовников. О них мечтают юные барышни, а под шумок, частенько, и те самые маменьки, гордящиеся накопленным опытом и щедрые на запреты. Конечно, в книгах (в отличие от жизни!) плохие парни обычно становятся к финалу хорошими и гарантируют своим избранницам счастье. О том, что за героинями "лучше не повторять, опасно для жизни и здоровья" авторы не предупреждают. А началось все с классики, а именно с Хитклиффа. Правда, он-то как раз в конце совсем испортился и превратился в весьма тираничного, мстительного и жалкого помещика.

Неважно, что было в конце (не будем придираться), в начале их с Кэтрин связь, пусть и почти кровосмесительная, была очень горяча. Это-то и цепляет читательниц вот уже несколько столетий. Героиня - самолюбивая, независимая (пусть и несколько безумная) близка современницам больше, чем дамам из эпохи Эмили Бронте, автора "Грозового перевала". А учитывая, что читают книгу чаще в старших классах или студенчестве, когда все мечты сводятся к головокружительной страсти, а запретные плоды особенно сладки, эффект от нее получается очень мощный.

Не будем перечислять всех "преемников" Хитклиффа, это все равно сделать невозможно. Попробуем найти его прототип. К сожалению, тут только домыслы и догадки. Ни один литературовед не знает, с кого писался этот герой. Но само рождение данного образа у Эмили, которая умерла в тридцать лет, никогда не была замужем и официально ни разу не состояла ни в каких романтических отношениях (то есть, с поправкой на эпоху, страсти лично не испытывала), удивляет. Неужто у нее было такое богатое воображение?

В воображение мало кто верит, а потому все, кому не лень, пытаются разгадать загадку. Кое-кто подозревал Эмили в запретных чувствах к собственному брату Бронвеллу. Некоторые шли еще дальше и утверждали, что эмоции она испытывала вовсе не к нему, а к сестре Энн. В биографии Эмили Бронте также упоминается некий помещик (имя не называется), с которым якобы много общалась писательница, правда, на годы раньше, чем был написан роман. Также болтали, будто она была влюблена в жениха Шарлотты Никльсон, с которым, волей судьбы, семья Бронте некоторое время жила в одном доме. Есть и вовсе безумная версия, согласно которой Эмили где-то когда-то повстречала неизвестного цыгана, вскружившего ей голову. Но кто и когда это придумал, уже трудно установить.

В конце концов, кем бы Хитклифф ни был, мы живем в эпоху, когда он выходит из моды. Чтобы это понять, достаточно почитать форумы юных девиц, осуждающих каждого следующего Хитклиффа из каждого нового романа. Почему такие перемены? Вероятно, девицы нового поколения лучше, чем в свое время их мамы и бабушки, осведомлены в области психологии и о токсичных отношениях слышали еще в младенчестве, с ранних лет усвоив - это не тема.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети