"Милый друг": любовный роман или социальный?

На свете немало книг, которые задумывались автором как нечто серьезное, а публикой были восприняты в качестве легкого чтива. И дело далеко не всегда в плохой реализации сложной идеи. Едва ли кто-то упрекнет Ги де Мопассана, автора нескольких сотен рассказов, в отсутствии таланта или в неумении преподнести некую идею правильно.

Между тем одно из самых известных его произведений, которое удостоилось аж шести экранизаций в разные временные периоды и в разных странах, большинство современников писателя и искусствоведов последующих поколений дружно называют любовным романом или, в лучшем случае, романом нравов. А ведь автор, который был крайне недоволен обществом, одержимостью людей деньгами и готовностью на все ради достижения определенного положения, в том числе и без зазрения совести жертвовать моральными принципами, создал настоящий социальный роман, даже памфлет, который является обличением той грязи, что скрывалась за глянцевым фасадом роскошной действительности.

События книги развиваются в годы Третьей республики. Аристократы правят балом. Им дозволено то, о чем другие могут лишь мечтать. Но богатые буржуа способны получить даже больше, чем рисует самая необузданная фантазия, потому что деньги уже важнее титула. Ради того, чтобы подняться по иерархической лестнице, хороши любые средства. Женщины продают себя. Причем сделками плотского характера не гнушаются не только простолюдинки, но и красавицы из числа знати. Родители пренебрегают счастьем детей, лишь бы сделать и свое, и их положение более прочным. А те вовсе не сопротивляются. Они ведь тоже хотят оказаться наверху пищевой цепочки. Ну а мужчины... да, в их распоряжении меньше средств и возможностей, но от того и на подлости они способны в большей степени, даже не осознавая этого.

Примером тому и служит Жорж Дюруа, которого в самой последней на данный момент экранизации сыграл миловидный англичанин Роберт Паттинсон. Получив случайный шанс попасть в высший свет, куда его пригласил один давний знакомый, он всеми четырьмя конечностями цепляется за свои новые возможности. Беспринципный ловелас и сластолюбец, он использует женщин, даже не пытаясь что-либо чувствовать к ним, не замечая, что причиняет боль, не заморачиваясь тем, насколько нравственны его поступки.

Мопассан считал и неоднократно говорил прямо, что буржуазное общество посредственно и трусливо, а взгляды его современников ограничены и лишены гуманности. Именно это он отразил в своей книге, где люди принадлежащие к высшим слоям социума, показаны тему, кем являлись в действительности, если снять с них усыпанные бриллиантами маски, а именно — дельцами, готовыми торговать происхождением, титулом, женой, ребенком наряду с бакалейной продукцией или тканями для шикарных платьев. Автор нарисовал широкую и полную панораму жизни во Франции.

Для того он создал множество героев, детально прописал окружающую их обстановку и сделал пространными диалоги. Итог — образ жизни, мыслей и чувств средне-статистического современника-буржуа становится понятен и отвратителен, если позволить себе хоть немного вдуматься. Личное в "Милом друге" - это лишь акцент на фоне социального. Тогда по какому праву мы, следуя тренду, установленному чередой литературных экспертов, называем книгу любовным романом?

Пора признать, что Ги де Мопассан — не романист и даже не реалист. Он критик моральных устоев, оценщик степени социального падения и аналитик не только нравственности как таковой, но и причин, которые низвергли ее до уровня разменной монеты на базаре.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети