Кодирование: в жизни и в литературе

Кодирование: в жизни и в литературе

Сегодня, в век высоких технологий, любую информацию принято хранить в цифровых кодах: так она и места занимает меньше, и качество у неё лучше, и скорость передачи намного быстрее. Взять хотя бы телевидение, которое в нашей стране окончательно стало на рельсы цифровизации: достаточно небольшого прибора и кодированное видео  обеспечит вам полное погружение в интересующий вас сюжет.

Стоит отметить, что коды – не выдумка современных специалистов. Сегодняшние технари лишь усовершенствуют то, что было придумано много раньше. Причём литераторы, например, использовали сюжеты с кодированием и шифрами, чтобы привлечь как можно больше внимания к своим произведениям. Вспомним самые известные из них.

Первое, что сразу приходит на ум, это, конечно же, «Пляшущие человечки» Артура Конан Дойла. Как вы помните, героиня рассказа приходит в ужас, увидев изображения на первый взгляд безобидных «пляшущих человечков». И только гениальный мозг Шерлока Холмса смог определить, что это не детские шалости, а самый настоящий шифр, в котором закодированы смертельные угрозы.

Предшественник Дойла и основатель детективного жанра Эдгар Аллан По тоже не прочь был заставить читателя напрячь серое вещество и вместе с героем рассказа «Золотой жук» подумать над расшифровкой некоего документа, который в итоге должен привести к пиратским сокровищам.

В данном рассказе шифр также поначалу кажется бессмысленным набором цифр и символов, однако По шаг за шагом описывает мысли героя, который подсказывает читателю способ расшифровки. Как указывают специалисты, в «Золотом жуке» писатель говорит о «простом шифре подстановки», который уже даже в первой половине девятнадцатого века не был диковинкой. Тем не менее Эдгар По оказался первым, кто популярно и в доступной форме изложил криптографическую систему. А потому и немудрено, что рассказ пользовался огромной популярностью.

Усилить эффект помог и газетный конкурс, организованный писателем, который брался расшифровать любой код, присланный читателями.

Нельзя не упомянуть и о постмодернистском произведении «Имя розы» итальянского писателя и медиевиста Умберто Эко. В романе шифром становится целая библиотека, и лишь разгадав код, можно обрести некие тайные знания и вычислить хитроумного убийцу.

В романе современного писателя Дэна Брауна слово «код» звучит уже в названии произведения — «Код да Винчи», — чем однозначно привлекает читателя. Тем не менее, по мнению специалистов, головоломки, которые разгадывают главные герои, шифрами, по сути, не являются. Но автор описывает и реально существующие шифры, в частности, атбаш, в котором первая буква алфавита соответствует последней, вторая — предпоследней и так далее.

О том, что шифр или код — отличная тема для читателей, говорит невероятная популярность этих произведений. Все они были переведены на разные языки, а по трём из них даже сняты фильмы.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети