Каноны детективного жанра: презентация расследования

Каноны детективного жанра: презентация расследования

В современном мире большая роль отводится презентации. Практически любое дело, прежде чем оно будет реализовано, начинается с создания презентации , где указываются важные моменты и этапы его воплощения, как, например, при создании презентаций. Но так ли нова эта идея? Возможно, в литературе она уже использовалась, хоть и не имела такого громкого названия?

Так и есть! Если мы внимательно посмотрим на каноны классического детектива, то заметим, что в финале сыщик разоблачает преступника, по сути, в форме презентации! Ни Эркюль Пуаро, ни Шерлок Холмс не тычут пальцем в определённого человека со словами: «Убийца — он!» Наоборот, каждый уважающий себя литературный сыщик собирает всех участников конфликта и рассказывает, как он шаг за шагом выходил на преступника, порою даже восхищается его находчивостью и сообразительностью. А чтобы добавить интриги, порою даже бросает тень подозрений на кого-то другого: «И тут я подумал, а может быть, это миссис N?» Ну чем не презентация?

А что же это за каноны детективного жанра и откуда они взялись?

Тайны и загадки влекли человечество на всём пути его существования. Разгадать секрет, заглянуть за грань непознанного — эта страсть в итоге перекочевала в искусство, в частности, в литературу. Потому и популярен уже на протяжении долгого времени детектив, и позиций своих сдавать не собирается.

«Детективный роман, это — высшая форма загадки, иначе — уравнение с одним или несколькими неизвестными, которое предлагается решить читателю», — сказал когда-то Валерий Брюсов. И вот этой-то загадкой, игрой с читателем и привлекает детектив. А у игры этой есть правила, суть которых сводится к тому, что читатель соревнуется с сыщиком — кто первый обнаружит преступника.

При этом автор ставит обоих в одинаковые условия: сыщик не может знать больше, чем читатель; преступник должен обнаруживаться исключительно с помощью логических умозаключений; преступником должен быть один из значимых персонажей, но при этом не сам сыщик или его помощник; преступник должен быть один, хотя допустимы и соучастники, но бремя вины за всё содеянное должно лечь на одного персонажа.

Образчиком жанра является «визитная карточка» Агаты Кристи «Десять негритят». Автор считала этот роман вершиной своего творчества: действительно, это классический детектив, где преступление совершается в закрытом пространстве и все персонажи известны читателю. На протяжении всего действия читатель пытается разгадать загадку, а очередная «улика» — подсказка правильного решения. Но лишь в самом финале объясняется значение каждой из них.

Кстати, эту схему придумал ещё Эдгар По, считающийся основоположником жанра. Каноны классического произведения были заложены им в «Убийстве на улице Морг». Он же разработал и концовку, в которой сыщик по полочкам раскладывает всю логическую цепочку умозаключений, приведших его к раскрытию преступления. Так сказать, презентует преступника, можно даже сказать, делает бизнес-презентацию своему расследованию, чем приводит читателя к душевной разрядке, катарсису, выражаясь языком Аристотеля.

Оставить комментарий

avatar

Литературный портал для писателей и читателей. Делимся информацией о новинках на книжном рынке, интервью с писателями, рецензии, критические статьи, а также предлагаем авторам площадку для размещения своего творчества!

Архивы

Интересно



Соцсети